Народ Божий в контексте межнационального и политического конфликта

Народ Божий в контексте межнационального и политического конфликта

19/09/2014 Без рубрики 0

Социальное напряжение и военный конфликт последних месяцев в Украине не только обострили ситуацию в стране, но затронули аналогичным образом и Церковь. Раскол и поляризация в общественно-политических кругах нашли самое живое отображение и в кругах церковных, начиная с уровня рядовых прихожан и заканчивая епископатом.

Эти события поставили перед христианами, в первую очередь, Украины и России, а также и остальной части мира ряд болезненных вопросов. Что означает быть народом Божьим и Божьей Церковью в свете межнациональных противостояний и противостояний идеологий? На чьей стороне выступает Бог, и на чьей стороне должна выступить Церковь? И должна ли выступать? Возможно, нейтралитет и политика невмешательства будут наиболее взвешенной позицией. Но как можно оставаться нейтральным, когда гибнут люди, а народ раздираем злобой, враждой и ненавистью?

Интересно отметить, что в конфликтах подобного рода Сам Бог не занимает чью-либо сторону, как бы нам этого не хотелось. Показателен пример Иисуса Навина, для которого вопросы Божьей воли и политического/военного противостояния отнюдь не были теоретическими. «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» (Нав. 5, 13,14).

Бог не присоединяется ни к одной из противоборствующих сторон, но как бы приглашает нас принять Его сторону. В чем же это проявляется?

В Деяниях читаем: «… во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10, 35). Вероятно, справедливо будет и обратное – во всяком народе пренебрегающий Богом и творящий беззаконие противен Ему.

С одной стороны Бог принимает все народы, с другой – принимает лишь то, что отражает Его правду, Его истину, Его образ. Принимает, чтобы благословить это, и из всех народов сформировать «народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2, 14), который есть Церковь Его.

Народ Божий не равен и не тождественен ни одному народу в этом мире, но превосходит каждый из них в отдельности и все вместе взятые. При этом он впитывает, а точнее сказать, освящает и оправдывает или возводит своим происхождением к Богу все доброе, что может быть найдено в каждом народе. Любая попытка очертить границы «Божьего народа» по национальному или культурному признаку неизбежно приведет к «священной войне», а точнее к «освящению» войны или другого вида насилия по отношению к тем, кто не вписывается в наши национальные, культурные или политические рамки. Как минимум это откроет простор для бесчисленных манипуляций.

В конфликтах такого рода верующим не стоит искать точку опоры в этом мире. При здравом рассуждении мы поймем, что Россия не сможет стать «святой Русью», декларируя (по крайней мере, на законодательном уровне) дорогие христианам традиционные семейные ценности, но готовая пожертвовать свободой слова и другими базовыми правами человека. Не сможем мы безапелляционно и Америку назвать «христианской нацией», а Европу «колыбелью христианской культуры», благодаря наличию действенных институтов гражданского общества при моральном релятивизме в других вопросах. Ни та, ни другая общность не может быть названа «воплощением Царства Божьего», чтобы нам безоговорочно за нее подвизаться. И наоборот, не стоит демонизировать ни ту, ни другую. Несмотря на то, что политологи обязательно будут разыгрывать эту карту в расчете на симпатии или антипатии верующей части населения. Наше противостояние лежит в несколько иной плоскости – мы сражаемся «не против плоти и крови» (Еф. 6, 12), но против зла, лжи и человеческой развращенности, которые присущи каждой политической системе (Хотя и в разной степени. Некоторые режимы настолько срослись со стоящими за ними «мироправителями тьмы века сего» (Еф. 6, 12), что сложно отличить, где заканчивается политическая воля и начинается воля того, кто пришел, чтобы лишь украсть убить и погубить (Ин. 10, 10). Поэтому, перефразировав слова Павла (см. 1Кор. 7, 21), скажем, что сравнивать и выбирать лучшее из того, что есть, не будет совсем уж неправильно).

Идеализируемая нами любая политическая система, которая воспринимается только в связи с одним избранным аспектом общественно-политической жизни, при этом игнорируются остальные стороны жизни общества, не будет целостной. А значит, она обречена на провал в долгосрочной перспективе, если только не будет преображена действием Божьим. «Царство, разделившееся само в себе, не устоит» (Мф. 12, 25). Поэтому, пытаясь идеализировать свой народ или политический строй, минуя покаяние и преображение, мы оказываем ему «медвежью услугу». В попытках закрепить Бога за одной из таких систем и объявляя другую сторону Его безоговорочными врагами, мы не только работаем на ее разделение и дискредитацию, но и сами рискуем оказаться в лагере богопротивников. Не из-за политических или национальных перипетий, но потому что умаляем величие Бога, пытаясь представить Его как одного из нас. Лучше вообще не сводить проблему к подобным категориям.

Но все-таки – что же делать тем, кто причисляет себя к народу Божьему, принадлежа к различным национально-политическим или культурным группам?

Научиться воспринимать и позиционировать себя не только как национальную церковь, но как церковь Божью, тем самым признавая в своем народе место и для национального достоинства и для национального покаяния. Взять первое за основу для молитвенного ходатайства и благодарения, а второе – за основу для проповеди. Увидеть свою миссию не только и не сколько в освящении национальной политики, но и в обличении пороков общества и его правителей, не осуждая и не оправдывая все подряд, но разделяя духовное и душевное (Евр. 4, 12). Не забывать о том, что словами обличения и ободрения в устах своих пророков Бог возвышал или ниспровергал царей и их царства.

Обличая зло, не забывать творить добро. Не то «добро», которое нуждается в хитроумных оправданиях его необходимости, но простые вещи – накормить голодного, одеть нагого, разделить свой кров с лишенным крова, спасти чью-то жизнь. Поддерживать добро независимо от политической ориентации тех, кто его творит.

Не забывать о молитвенном бремени за все народы, которое Бог возложил на Свой народ.

Но самое главное – не забывать о своей причастности к народу Божьему, когда конфликт из межнационального переходит в плоскость личного. Это, пожалуй, самое трудное, порой невозможное, но именно тех, кто сохранил образ Божий и Его истину перед лицом компромисса ради личной выгоды или безопасности, мы почитаем за героев, святых и мучеников. Да и не только мы. Их пример и возвышенное служение помогают противоборствующим сторонам найти точки соприкосновения, взаимного прощения и примирения. Без этого прощения и принятия невозможно исцеление ран общества. Иаков не зря пишет: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

И исцеление это должно начаться с Церкви, которую раскол в обществе не обошел стороной. Если суд начинается с дома Божьего (1Пет. 4, 17), не следует ли покаянию и прощению также начаться с него. Если дети Божьи, оказавшиеся по разные стороны баррикад смогут протянуть друг другу руку общения, возможно, это смогут сделать и политики, по крайней мере, те, в ком есть страх Божий и стремление к правде. Хочется верить, что такие еще остались…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.